Российские вертолеты стремятся на юг Африки

Тимур ЛАТЫПОВ

Россия договаривается с Мозамбиком о поставке партии вертолетов. В первую очередь речь идет о машинах для авиаотряда африканской страны. Предполагается, что это будут два «Ансата». О больших перспективах этого вертолета на юге Африки говорят не первый год, но сейчас дело, похоже, входит в стадию конкретных договоренностей. Подробности готовящейся сделки выяснял корреспондент газеты «БИЗНЕС Online».
НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ – ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В ЮАР
В 2013 году Россия может поставить 5 - 6 вертолетов для президентского авиаотряда Мозамбика, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По его словам, мозамбикская сторона очень заинтересована в покупке российских вертолетов, в первую очередь - для летного отряда президента. «Скорее всего, это будут два «Ансата», поскольку мы сейчас активно работаем с южноафриканскими коллегами в части совместной модернизации этих вертолетов», - цитирует главу минпромторга ИТАР-ТАСС. Кроме того, обсуждается модернизация уже имеющихся и поставка новых Ми-8. «Они очень хотят, - подытожил Мантуров. - Причем количества хотят фантастические, но возможности ограниченные». По всей видимости, переговоры были проведены 5 - 8 октября, во время визита Мантурова в Зимбабве и Мозамбик, в ходе которого министр встретился с президентом этой страны Арманду Эмилиу Гебузой.
«Вертолеты России» в последнее время заметно активизировали свою деятельность на юге Африки. Так, 19 сентября крупнейший южноафриканский производитель военной техники Denel Aviation (ключевой поставщик для южноафриканских национальных сил обороны; единственный акционер – правительство ЮАР) и ОПК «Оборонпром» (куда входят «Вертолеты России») подписали партнерское соглашение о создании центра обслуживания военных и коммерческих вертолетов российского производства в странах Африки, расположенных к югу от Сахары. На сегодня в африканских странах эксплуатируется более 500 вертолетов Ми-8/17 и Ка-32, сообщает пресс-служба «Вертолетов России». По данным разных источников, в ВВС Мозамбика сегодня служат два Ми-8 (еще 8 находятся в нелетном состоянии) и четыре Ми-24… Комментируя подписание соглашения, генеральный директор холдинга Дмитрий Петров подчеркнул, что в южноафриканском центре скоро могут появиться новейшие «Ансат» и Ка-62.
Первая информация о южноафриканских перспективах «Ансата» появилась примерно год назад. 17 августа 2011 года Петров сообщил: «Нам поступило предложение от наших партнеров собирать в ЮАР легкий вертолет «Ансат»… До конца года мы определим основные требования по проекту, сделаем бизнес-план и будем принимать окончательное решение». А 27 апреля этого года генеральный директор ОАО «Казанский вертолетный завод» Вадим Лигай рассказал о том, что «Вертолеты России» «очень плотно» работают по продвижению «Ансата» в ЮАР: «Работа идет не столько по поставкам, сколько по локализации производства в ЮАР», уточнил он.
Любопытно, что обнадеживающие для Казани вертолетные новости с юга Африканского континента совпали с назначением (1 октября) новым командующим ВВС ЮАР генерал-лейтенанта Фабиана Мсиманга. Он не только первый чернокожий главнокомандующий ВВС ЮАР, но и выпускник (1991 год) фрунзенского летного училища, где проходил подготовку на вертолетах Ми-8 и Ми-25. Интересно, что это альма матер и командующего ВВС Мозамбика Ахмеда Хусейна. Отметим, что среди выпускников фрунзенского училища и другие высшие чиновники стран, активно импортирующих российские (а именно производства КВЗ) вертолеты - бывший президент Египта Хосни Мубарак, экс-президент Сирии Хафез Асад, командующий ВВС Индии маршал авиации Дильбах Сингх.
Добавим, что на сегодня известны две VIP-модификации «Ансата» - классического, который сегодня именуется «Ансат-К», и «Ансат-У».
«ОДНА СДЕЛКА ТЯНЕТ ЗА СОБОЙ ДРУГУЮ»
Новости об «Ансате» газте «БИЗНЕС Online» прокомментировали отраслевые специалисты.
Роман Кириллов – пресс-секретарь ОАО «Вертолеты России»:
- Переговорный процесс продолжается, и никаких решений стороны не принимали. Что касается модификации «Ансата», который может быть поставлен в Африку, то потенциальным заказчикам он предлагается в пассажирской и транспортной конфигурациях, в качестве VIP-вертолета, в специальных вариантах - спасательном, медицинском, полицейском и так далее. Сегодня обсуждается адаптация вертолета для рынка Африки южнее Сахары в соответствии с требованиями рынка и предпочтениями потенциальных заказчиков.
Олег Пантелеев - главный редактор агентства "АвиаПорт.Ru":
- Думаю, Мозамбику можно предложить хорошую пакетную сделку с привлекательными условиями. «Вертолетам России» надо двигать проект «Ансат», и если есть хоть какой-то интерес, почему бы его не поддержать интересным предложением?
Самый важный момент и самая сложная, на мой взгляд, часть дела – в электродистанционной системе управления «Ансатом». Но если испытания «Ансата» с гидромеханической системой пойдут удачно (а, вроде бы, сложностей и подводных камней не предвидится – вся логика, вся элементная база вполне понятна), то, думаю, проблем не будет… Что касается остальных показателей, то да, в общем-то, ресурсные показатели уникальной втулки могли бы вызывать у кого-то определенные сомнения. С другой стороны, когда речь идет о президентских отрядах, не ожидается большой налет, который «выбьет» этот ресурс.
Сыграть нам на руку может все. Как показывает практика продвижения вооружения и военной техники на те или иные рынки, в большинстве случаев, если нет уж очень серьезных политических противоречий, одна сделка тянет за собой другую, и иногда получается, что следом за военной техникой идут и гражданские контакты.
Сергей Степанов - пилот первого класса, ведущий инженер отдела технических средств обучения КНИТУ-КАИ, летал в Африке на Ми-8:
- Все-таки, хотя и говорят, что «Ансат» сыроват, на нем стоят двигатели, которые почти не отказывают. Да, не доработан до конца, но точно будет летать долго и уверенно. Что тут может сыграть? Первое. Машины этого класса очень востребованы на международном рынке. Второе. Привлекательная по сравнению с западными вертолетами цена. Третье. Западные машины хранятся и обслуживаются в ангарах закрытого типа, а у нас могут стоять на открытом воздухе, коррозостойкие, не боятся морского климата. Четвертое. Репутация. Я летал в Африке на «восьмерках», которые показали себя там прекрасно – без вопросов. И сами африканцы много летают на наших вертолетах. И не только летают, но еще и воюют. И потом, они испокон веков с нами дружили. Сейчас пролетите Эфиопию, столько лет прошло, а у них народ по-русски разговаривает едва ли не чище, чем мы с вами. Думаю, им хочется с Россией «зацепиться». Да и наши ребята, продвигающие технику, наверное, там хорошо поработали.
Тимур Латыпов - корреспондент "БИЗНЕС Online"

Источник: БИЗНЕС Online

Портал «АфроКом» не несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в данной статье, а также может не разделять мнение автора публикации

Вернуться назад »
Коротко:

Казахстан рассматривает Африку как перспективный рынок сбыта

Африка может стать  для Казахстана перспективным рынком сбыта продукции. Об этом в ходе симпози... Подробнее »

Юрий Трутнев посетил с рабочей поездкой Луанду

В ходе рабочей поездки заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель П... Подробнее »

Российско-Маврикийский бизнес-форум

Москва, отель «Балчуг Кемпински» , 14.11.2017 — 14.11.2017
14 ноября 2017 года в отеле «Балчуг Кемпински» (Москва, ул. Балчуг, 1) состоится Российс... Подробнее »
Россия 07.11.2017 14:02

Зачем российским компаниям нефтегазовые проекты в Восточной Африке

Центр энергетической экспертизы публикует материал к.э.н, директора АНО «Центр перспективного ... Подробнее »
партнеры ТПП РФ Внешэкономбанк